Банки и микрофинансовые организации предлагают потребителям большой спектр различных кредитных продуктов. Они способствуют решению глобальных задач, таких как покупка квартиры или автомобиля, а также могут удовлетворить текущие потребности — приобретение бытовой техники, оплату образования, лечения и другие. Достаточно часто люди имеют несколько кредитов одновременно. Они могут выплачивать ипотеку, потребительские займы и иметь несколько кредитных карт. Кредитная нагрузка может быть очень существенной и любой сбой в получении регулярных доходов становится причиной несвоевременного выполнения обязательств.

К сожалению, кредитная культура в России еще не достаточно развита. Люди не умеют планировать бюджет и относятся к обязательствам по кредитам также индифферентно, как и к выплате налогов. Совокупный объем проблемных задолженностей отражается на размере процентных ставок, таким образом кредитные учреждения нивелируют риски и покрывают потери. В результате ответственный заемщик платит за тех кредитодержателей, которые сочли возможным не выполнять обязательства.

Несвоевременное погашение кредитов и обязательных платежей отражается на показателях кредитной истории и снижает вероятность получения займов в будущем. Обрушившиеся проблемы, связанные с потерей работы или другого вида дохода, часто ввергают заемщика в депрессивное состояние. Эмоциональная подавленность мешает принимать здравые решения и регулировать возникшие проблемы. Любой звонок напоминание воспринимается как попытка давления со стороны кредитных учреждений. Такой подход усугубляет проблему и может привести к регулированию споров в судебном порядке.

Оптимальным решением при возникновении задолженностей является диалог с представителями финансовых организаций. Существуют различные методы регулирования. Например, предоставление кредитных каникул. Также одним из способов может быть временное увеличение объема заемных средств с помощью обращения в другие альтернативные кредитные учреждения, например МКК. Или же можно взять деньги в долг у знакомых на время пока решаются вопросы с трудоустройством, для того чтобы погасить текущие обязательства и не портить кредитную историю. Финансовые проблемы не могут длиться бесконечно. При их возникновении необходимо концентрировать волю и в экстремальном порядке искать решения.

Банки и организации, осуществляющие микрокредитование (МКК), имеют разные подходы к заемщикам, у которых возникли финансовые проблемы. Первые могут потребовать официальное подтверждение причины неплатежеспособности. Это может быть справка из медицинского учреждения, если человек временно потерял трудоспособность. Или же документ, подтверждающий, что клиент потерял место работы по инициативе работодателя. В этих случаях может рассматриваться возможность предоставления кредитных каникул. В большинстве случаев, предоставляются льготы на погашение тела займа или процентов.

В МКК существует более системный подход к таким проблемам. Заемщик имеет возможность продлевать срок погашения кредита, если своевременно уведомил организацию об этом и погасил текущие процентные начисления. Некоторые МКК предлагают еще в момент заключения договора ознакомиться со специальной тарифной сеткой, предполагающей оплаты фиксированных сумм, дифференцированных в зависимости от предполагаемого срока продления использования заемных средств. Такой подход дает заемщику более широкий диапазон возможностей для принятия решений. В случае возникновения проблемы, он может, выплатив определенную сумму средств, не нарушать обязательства перед МКК. Таких пролонгаций может быть несколько. Таким образом, заемщик может постепенно выходить из сложившейся ситуации и погасить микрокредиты в полном объеме, когда финансовые проблемы будут урегулированы. Учитывая, что взаимоотношения с МКК предполагают постепенное увеличение объемов кредитования на основе ответственного выполнения обязательств, не стоит одним неправильным действием ликвидировать потенциальную перспективу.

Кредитная культура предполагает умение правильно рассчитывать свои финансовые возможности и учитывать потенциальные риски потери доходов, вести диалог с кредиторами. Каждый заемщик должен помнить, что не выполняя свои обязательства, он затрагивает интересы других людей. Проблемы не уходят сами по себе, оптимальный путь к их решению — поиск компромисса