Микрокредитование становится одним из наиболее востребованных сегментов финансовых услуг на рынке кредитования в мире. В России существует огромный потенциал для его дальнейшего развития. Жесткие требования к заемщикам в банковской системе привели к тому, что значительное количество граждан РФ не могут воспользоваться кредитными продуктами крупных финансовых учреждений. Они вынуждены искать альтернативные способы, обращаясь за помощью к микрофинансовым организациям или частным кредиторам. Деятельность МФО вполне законна и регулируется ЦБ России. Поэтому права заемщиков защищены законодательством. В случае невыполнения обязательств к ним могут предъявляться претензии только через суды. 

Однако, кредитная культура в России еще не достаточно развита. Заемщики часто недооценивают свои финансовые возможности и считают возможным нарушать или вовсе не выполнять принятые на себя обязательства. В результате кредитные организации несут повышенные риски, что отражается на уровне процентных ставок. Это является одним из факторов, мешающим более активному развитию рынка микрокредитования в России. На размер процентных ставок влияют и удельный вес операционных расходов в МФО. Процесс оценки заемщика и выдачи кредита в МФО и банках практически одинаков с точки зрения трудозатрат. Однако, банки выдают займы в размерах, измеряемых сотнями и миллионами рублей, МФО — тысячами. Поэтому, доля затрат в МФО на каждый выданный кредит выше. Не смотря на то, что процентные ставки в МФО выше по сравнению с банковскими учреждениями, микрокредиты востребованы среди населения. Ценность заемных средств во многих случаях зависит от своевременности и кратких сроков их предоставления. Наибольшим спросом пользуются такие продукты, как «деньги в долг до зарплаты». Возникающий дефицит средств ставит людей перед необходимостью экстремально решать обычные текущие задачи, такие как покупка продуктов питания и оплата неотложных счетов. Человек не может откладывать удовлетворение своих насущных потребностей на две недели, поэтому для него эффективным выходом является краткосрочный заем и выплата небольшого вознаграждения МФО по истечении срока кредитования. Учитывая небольшой размер микрокредитов, заемщик не поставлен перед необходимостью выплачивать значительные суммы в виде процентов.

Взаимоотношения между гражданами и МФО строятся на принципах доверия, уровень которого может расти по мере ответственного выполнения обязательств и количества обращений в МФО. Получение займа не сопряжено со сложной процедурой, общение с представителями компании не вызывает эмоционального напряжения. Человек избавлен от необходимости обращаться к друзьям и близким, ставить себя в неловкое положение объяснением происхождения финансовых затруднений и испытывать комплекс «просящего». Обращение в МФО — это деловой способ решения финансовых проблем, в котором участники находят взаимовыгодные решения.

МФО, так же как и банки, используют скорринговые системы и имеют доступ к базам кредитных историй. Многие заемщики считают, основываясь на простоте получения займов в МФО, что могут в анкетах указывать ложную информацию. Это ошибочное мнение и такой подход недопустим. Основой успешного взаимодействия с МФО является правдивость предоставляемых сведений. В тоже время, МФО используют индивидуальные подходы к  каждому клиенту и учитывают неординарность и сложность финансовой ситуации, для того чтобы максимально эффективно решить проблему потенциального заемщика. Действия банков имеют более безликий характер и базируются на формальной основе. В МФО заемщик имеет возможность проявить себя как благонадежный плательщик и постепенно увеличивать потенциальный объем предоставляемых заемных средств. Во взаимоотношениях с МФО приоритетной является кредитная культура, а не уровень доходов или материальное обеспечение клиента. Микрофинансовые организации — это надежные союзники, готовые безотлагательно решать финансовые проблемы клиентов.